Что делать – ребенок стал раздражительный и нервный

Ребёнок стал очень нервным и раздражительным

Что делать, если ребёнок нервный и непослушный? Сегодня этим вопросом задается все больше молодых родителей. Уповая на помощь врачей, знакомых, разнообразных интернет-ресурсов, они стремятся найти решение проблемы, не уделяя должного внимая мотивам её появления.

А ведь эти два фактора неотрывно связаны, и, соответственно, не должны рассматриваться в отрыве друг от друга. Поэтому давайте постараемся исправить это упущение и выяснить, каковы причины повышенной возбудимости, можно ли помочь в этой ситуации, и как это сделать.

Признаки беды

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

А что вообще представляет собой нервный ребенок? Для успеха дальнейшего развития темы необходимо понять, что к таким детям относятся не только непослушные и постоянно капризничающие малыши, но и вполне милые по отношению к окружающим карапузы.

Поэтому красной лампочкой для родителей, боящихся пропустить момент, когда ещё можно помочь, должны стать следующие признаки:

  1. Интерес ребёнка становится поверхностным, а внимание рассеянным. Он начинает заниматься каким-то делом и переключается на совершенно другое буквально через мгновение.
  2. Он начинает много и быстро говорить, перебивает собеседника, даже не дослушав того. Речь малыша приобретает повышенную эмоциональную окраску, становится скомканной и невнятной.
  3. Если ребенок нервный и агрессивный, сказывается это и на его здоровье. Психологическая нестабильность может привести к появлению нервного тика, энурезу, потере аппетита, бессоннице и другим малоприятным последствиям.
  4. Усталость сопровождается всплесками агрессии и раздражительности. Например, после садика/прогулки или при подготовке ко сну, ребенок без видимых причин начинает громко плакать и капризничать.

Если причины того, что карапуз стал нервным, не связаны с его здоровьем, то, как правило, процесс можно полностью обратить. Главное вовремя заметить проблему и быть готовыми менять образ жизни не только ребенка, но и самих себя.

Желанием ребёнка привлечь к себе внимание

Здесь важно не только количество часов/минут, что вы проводите с ним, но и их качество.

Если в те моменты, когда он ищет в вас друга, партнера для игр (особенно в первые годы жизни), жилетку для слез (после неудач или сильных стрессов) и т. д.

, вы занимаете позицию стороннего наблюдателя, проявляющего ласку лишь когда ваша с ребенком потребность в ней совпадает, то ни о каком эмоциональном благополучии малыша говорить не приходится.

Формированием у малыша собственного Я

Как правило, возрастные изменения детской психики происходят в 4 этапа:

  1. С 0 до 2 лет, когда карапуз получает свои первые и главные навыки (учится сидеть, ходить, переворачиваться, есть).
  2. С 2 до 4 лет, когда большинство действий он учится делать самостоятельно (одеваться, есть, ходить в туалет и т. п.).
  3. С 4 до 8-10 лет, когда он начинает осознавать себя, как личность, у которой помимо обязанностей имеются ещё и права.
  4. С 9-11 лет, когда он вступает в пубертатный период и сталкивается с кризисом переходного возраста.

И если на первом этапе ребенок слишком нервный и раздражительный, как правило, только из-за недостатка внимания, то в последующем сюда также можно приплести чрезмерную опеку. Подавление попыток проявить самостоятельность вечными сюсюканиями или жёстким контролем вызывает у уже переросшего потребность в них ребенка лишь раздражение и агрессию.

Что делать - ребенок стал раздражительный и нервный

Отсутствием единой модели воспитания в семье

Представьте ситуацию: папа разрешает брать сладости до обеда, а мама за это же отчитывает, малыша ругают за бранные слова, однако сами взрослые вставляют их чуть ли не через слово в своей речи, родители накладывают запрет на какое-либо действие, однако не могут донести малышу с чем именно связан запрет, и каковы последствия его нарушения.

В подобном информационном вакууме дети часто становятся безвольными и раздражительными. При выборе модели поведения они руководствуются не собственными желаниями, а тем, что хотят от них получить другие. Постоянное подавление личностных мотивов не приводит ни к чему хорошему, и в скором времени пред нами предстает крайне нервный и вспыльчивый ребёнок.

Низким уровнем социализации

И когда такой малыш резко попадает в диаметрально противоположную среду (идет в детский сад) и осознает, что теперь он не пуп земли, а лишь один из многих милых и красивых деток, его психическое состояние может покачнуться. Аналогичную параллель можно провести с появлением братика или сестрички.

Семейными конфликтами

Не секрет, что ребёнок впитывает эмоции окружающих, как губка. Те дети, что растут в атмосфере любви, взаимного уважения и заботы, как правило, вырастают в счастливых и самодостаточных людей.

Ребёнок очень нервный и возбудимый: где искать причины, как успокоить и что делать

Характер плача ребенка, его тон и звучание могут рассказать вам о многом – в частности, плач ребенка сильно отличается, если у него что-то болит, или если он голоден и хочет маминой заботы и внимания.

  • Поговорите с ребенком вслух, расскажите о том, что вы сейчас сделаете, комментируйте свои действия, говорите ребенку ласковые слова. Если это не успокоит малыша, уделите ему еще больше внимания – возьмите на руки, спросите, что случилось, передавайте ребенку ощущение спокойствия и безопасности. Научитесь понимать язык детского плача, и тогда вы легко поймете, что именно хочет ваш малыш.
  • Если ребенок плачет особенно сильно и надрывно, исключите из причин заболевания – проверьте, не испытывает ли ребенок затруднений с дыханием, нет ли у него повышенной температуры, не отказывается ли он от пищи. При малейшем подозрении на болезнь покажите ребенка педиатру. Если здоровью ребенка ничего не грозит, его плач может быть вызван болью, голодом, одиночеством и скукой, дискомфортом, коликами, или же просто желанием расслабиться. Попробуйте поочередно исключить все причины – методом исключения вы определите главную, после устранения которой ребенок перестанет плакать.
  • Покормите ребенка, смените ему подгузник или пеленку, переоденьте в более удобную и чистую одежду. Если плач ребенка вызван непереносимостью какого-либо продукта из прикорма, вы вскоре отметите взаимосвязь плача и кормления, и сможете устранить продукт из питания.

Часто малыши испытывают боли в животе из-за коликов, и с ними необходимо справляться, пока ребенок сам не имеет возможности избавляться от болей, и они становятся причиной плача. Если у

напряжен живот, он подтягивает вверх ножки и плачет, скорее всего у него болит живот, и в кишечнике скопились газы – поэтому вы должны сделать ребенку небольшую зарядку, подтягивая его коленки к животу, а затем распрямляя их. Сделайте ребенку легкий массаж, приложите его животом к своему телу. Чтобы избавиться от скопившихся газов, давайте малышу детский чай с фенхелем, укропную воду или медикаментозные препараты, подходящие для маленьких детей. Кроме того, ребенок может плакать из-за насморка, неудобной и давящей одежды, царапин, перевозбуждения, и многого другого. Чаще носите

на руках, положив его в слинг, чтобы он постоянно чувствовал тепло вашего тела. Включите расслабляющую музыку, спойте песню, искупайте

в теплой ванне. Зажгите ароматическую лампу с маслом ромашки, сделайте массаж – это также успокоит

. Дайте ему гремящий предмет или погремушку – они отвлекут

от причины плача.

Никогда не ругайте плачущего ребенка, не нервничайте и не злитесь. Демонстрируйте ему свою заботу и любовь.

Что делать, если ребенок слишком активный, не может усидеть на месте ни минуты, постоянно кричит или капризничает и, самое главное, изматывает всех окружающих своим нервным поведением? Наказывать, давать постоянные подзатыльники? Но так недалеко и запугать ребенка. Так, что он будет бояться сделать шаг в сторону. Где же выход?

Инструкция

Гуляйте на свежем воздухе не менее тридцати минут в день. Давайте ребенку во время этой прогулки как следует набегаться, накричаться, выпустить пар. Ходите вместе босиком по траве, это замечательное средство от неврозов и эмоционального перевозбуждения. Заведите собаку, чтобы всегда был повод прогуляться перед сном.

  • Подойдет секция легкой атлетики, футбол, баскетбол, конная езда. Пусть вымещает свою энергию в спорте. Тогда в ваш дом придет долгожданная тишина и спокойствие. Если спортивные секции по какой-то причине не ваш вариант, играйте с ним в подвижные игры во дворе или на пляже. Волейбол, лапта, прятки, догонялки. Привлекайте в игру других ребят. Приобретите абонемент в бассейн, походите с ребенком на массаж (или делайте его друг другу сами).
  • Это будет способствовать релаксации, гармонизации психологического состояния вашего ребенка. Можете попробовать лечебные травяные ванны. Пейте чай с мятой или мелиссой. Также будут эффективны настои пустырника и валерианы. Или в течение недели давайте малышу перед сном стакан горячей воды, размешав в нем перед этим три чайные ложки меда. Другое сладкое при такой терапии лучше ограничить. Горячий напиток на меду нормализует сон вашего малыша, успокоит нервы. Если нервность ребенка связана с его избалованностью, можете применить метод «социальной терапии». Другими словами, отдайте чадо в какой-то коллектив — детский хор, спортивную секцию, детский сад, пригласите на его день рождения ребят со двора. Общение с другими детьми поможет ему осознать, что он не единственный на свете ребенок — есть другие дети и чтобы дружить с ними, нужно уважать их.

Обратите внимание

Вот несколько примеров

1. Будущая мать во время беременности предавалась вредным привычкам или принимала медикаменты.

2. Беременность протекала в неблагоприятной обстановке (была неожиданной или нежелательной).

3. Мать сама достаточно нервная, вспыльчивая, что неблагоприятно отражается на психологическом состоянии ребенка. Более того, он растет запуганным, ждет постоянных окриков и наказаний, накапливает несправедливые обиды.

4. Неблагополучный микроклимат в семье. К примеру, отец и мать постоянно разговаривают на повышенных тонах, ссорятся, оскорбляют друг друга. А вот маленький ребенок поначалу, будучи свидетелем этого, испытывает дискомфорт. Позже он начинает понимать проблему и относится к происходящему очень болезненно.

5. Ребенок слишком впечатлительный и восприимчивый, болезненно переживает свои маленькие неприятности и сложности. А также ситуация усугубляется тем, что он не получает поддержки от родителей (главного источника, в котором должен черпать успокоение).

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

6. Ребенка мучают скрытые переживания (ревность к новорожденному братику или сестричке), которые находят выход в сложном поведении.

Как поступать родителям, если в семье растут нервные дети?

Ребёнок очень нервный и возбудимый: где искать причины, как успокоить и что делать

Причина нервного поведения ребенка почти всегда эмоциональная, а не рациональная. Поэтому задачей родителей и специалистов является ее выявление и нивелирование.

1. На самом деле, одно из важнейших условий успеха – максимальное внимание к ребенку. К тому же он должен видеть, что между вами установлен постоянный диалог, когда можно с любой проблемой обратиться к маме или папе.

2. Не практикуйте критику и наказания. Только ваши поддержка и помощь будут снижать «градус» нервного поведения ребенка.

3. А также сведите к минимуму внешние раздражители: игры с гаджетами, телевизор, конфликты между взрослыми в присутствии ребенка.

4. Контролируйте собственные реакции: не будьте напряжены и раздражены, общаясь с ребенком. Не кричите на него. Вообще, наберитесь терпения.

5. Если ребенок гиперактивный, направьте его активность, например, на занятия спортом.

6. Если ребенок замкнутый, постарайтесь его увлечь чем-либо, найти то, что ему будет интересно. И занимайтесь этим вместе.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

Проконсультируйтесь со специалистом. Например, сегодня в дошкольных учреждениях и школах повсеместно работают психологи, они могут прийти вам на помощь в случае возникновения проблем с поведением ребенка. Не исключайте консультации с медиками и последующее лечение ребенка.

Нервные дети и как им помочь

Очень часто на приеме у детского невропатолога или психиатра мамы жалуются на «неправильное» поведение, трудный характер сына или дочери.

  • Мол, несдержанны, грубы, любое замечание вызывает у них вспышку раздражения, они нередко пропускают уроки, уходят из школы…
  • Не обязательно каждый «трудный» ребенок болен, но некоторые формы нарушения поведения детей врачи считают проявлением нервности.
  • У нервного ребенка изменения поведения иногда проявляются уже в дошкольном возрасте. Наиболее часто они выражаются в повышенной возбудимости и двигательном беспокойстве.
  • В этом возрасте процесс торможения еще недостаточно развит, преобладает процесс возбуждения, поэтому даже здоровому ребенку трудно подавлять свое стремление к движению.

Ребенок с удивлением смотрит на взрослых: как они могут так долго сидеть? Вы редко услышите от ребенка жалобу, что он устал играть или бегать, но часто он говорит родителям: «Я устал сидеть».

Повышенная активность свойственна здоровым детям. Однако она отличается от бесцельного, хаотичного двигательного беспокойства нервного ребенка. Нервные дети много двигаются, суетятся, все окружающее привлекает их внимание, но очень ненадолго: они берут игрушку и тут же ее бросают, требуют почитать сказку, но очень быстро перестают ее слушать, отвлекаются.

  • Такое беспокойство сопровождается обычно говорливостью, причем высказывания ребенка непоследовательны, отрывочны. Он без конца задает вопросы, но, не дожидаясь ответа, сам начинает о чем-либо рассказывать. При утомлении, изменении обстановки, появлении нового человека в доме, при поездке малыш становится особенно возбужденным, непослушным, не может усидеть на месте.
  • Двигательное беспокойство, расторможенность чаще возникают у детей, перенесших ряд заболеваний или ушибы головы. Такое поведение малыша легко закрепляется при неправильном отношении к нему родителей.

Отмечая излишнее беспокойство ребенка, родители не должны постоянно делать ему замечания. Как уже говорилось, процесс торможения у такого ребенка ослаблен и он не в состоянии подавить свою излишнюю подвижность.

Надо направить ее на полезные занятия, давать ребенку посильные поручения по дому, занять его играми, связанными с движением (катать машину, складывать кубики и др.). Следует разрешать ребенку свободно побегать во дворе, не беспокоясь о том, что он испачкает одежду.

Для укрепления нервной системы малыша необходимо следить за тем, чтобы он соблюдал режим дня (правильно чередовал часы занятий и отдыха). Для него вредны частые посещения гостей, длительное пребывание на праздниках.

  • Постоянные запреты, замечания, наказания приводят к тому, что у некоторых детей возникает реакция протеста: они все делают наперекор старшим, кричат, падают на пол, топают ногами, пытаются драться.
  • Такая реакция может возникнуть не только у двигательно расторможенных детей. В возрасте 3—4 лет у ребенка появляется стремление к самостоятельности, он все хочет делать сам: одеваться, есть, играть. А многие родители, боясь, что ребенок уронит стакан, обожжется или неправильно оденется, ограничивают его.
  • Вот против этих ограничений ребенок и начинает протестовать. Подобное воспитание может вызвать протест и у детей постарше. Давайте рассмотрим несколько типичных ситуаций, которые помогут увидеть разницу между строгим и чрезмерно строгим, между заботливым и излишне заботливым отношением родителей к своим детям.
  • Воспитание — дело очень тонкое, в котором порой нелегко провести грань между правильным и неправильным, поэтому нам в беседах с обеспокоенными родителями и приходится оперировать такими словами, как «чрезмерно», «недостаточно», «излишне» и т. д.

Но именно этот, простите за примитивное сравнение, «пере- или недовес», который взрослому кажется совершенно безобидным, может глубоко ранить детскую психику и запустить механизм неадекватного поведения, «неуправляемости» ребенка.

Кнут и пряник

У Саши протест против взрослых выразился в отказе читать вслух в классе и дома. Мать Саши всегда требовала, чтобы сын подчинялся ей, многое ему запрещала, не объясняя причин запрета.

Однажды ребенок просил разрешения взять с собой игрушку. Мать, не объяснив, почему это делает, выбросила игрушку из сумки.

  • В другой раз, когда Саша поссорился с мальчиком и ударил его, мать повернулась и ушла от ребенка, вызвав долгий крик и слезы…
  • Такой была реакция малыша на слишком «крутое» обращение матери. А отказался читать вслух Саша после того, как мама в присутствии одноклассников сказала, что он читает хуже всех.
  • Мальчик обиделся, заплакал, отбросил книгу, и в течение нескольких недель его нельзя было заставить взять книгу в руки.
  • Так чрезмерная (и необоснованная) требовательность, замечания, сделанные в резкой форме, задевающие самолюбие ребенка, могут привести к нарушению поведения.

Угрозы, постоянная боязнь наказания делают малыша «забитым», боязливым, несамостоятельным. Некоторые дети становятся в такой ситуации лживыми, неискренними.

Нередко один из них чрезмерно строг и требователен, полностью стремится подчинить ребенка своей воле, другой же (чаще всего мать) оберегает его от столь сурового отношения отца, «по секрету» потакает прихотям, старается угодить новой игрушкой, сладостями, но при непослушании прибегает к авторитету отца, грозит ему пожаловаться, напоминает, что «отец накажет».

  • Вот вторая ситуация, рисующая, как складывались отношения в семье, где растут двое детей. Мать не работает, и Катя с Сережей всегда под ее надзором. Отец с детьми очень строг, добивается беспрекословного выполнения всех своих указаний, не разъясняя их необходимости.
  • Однажды в поезде он не разрешил мальчику снять теплый свитер, несмотря на то что было очень душно и жарко. Запрещение было вызвано тем, что мальчик надел свитер самовольно, а на предупреждение отца, что будет жарко, дал слово не жаловаться.
  • Отец считает, что лишь при таком воспитании дети вырастут волевыми, мужественными, самостоятельными.
  • Мать — заботливая, ласковая, добрая женщина, жалеет детей, старается освободить их от лишних нагрузок, считая, что они переутомляются. Жалея детей, она часто в отсутствие отца отменяет его поручения, балует их, многое им разрешает.

И дети растут не такими, как хотелось бы их родителям. Они безвольны, нервны и раздражительны, у Сережи появился даже нервный тик (подергивание мышц лица и плеч). В отсутствие отца дети грубы с матерью и окружающими, требуют выполнения своих капризов, ссорятся и дерутся.

В школе у них часто возникают конфликты с одноклассниками. Когда отец дома, внешне в семье восстанавливается мир, дети выполняют все, что им скажут родители. Но это послушание Кати и Сережи — лишь внешняя форма поведения, а по существу они растут недисциплинированными, неискренними.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

В семье, несмотря на родительскую любовь, условия воспитания оказались очень трудными для детей. Они вынуждены приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям, у них вырабатывается не цельный характер, как хотелось бы, а дурные привычки и навыки. Кроме того, такие условия вызывают перенапряжение нервной системы, в результате чего у Сережи появился нервный тик.

Ссоры и раздоры

Частая причина изменения поведения ребенка — ссоры, несогласие между родителями. Дети болезненно это переживают, они находятся в состоянии тревоги, становятся пугливыми, плаксивыми. У более старших ребят нарушается работоспособность, они жалуются на усталость, головные боли.

Родители Любы удивляются, почему у их дочери изменился характер. Девочка всегда была ласковой, веселой, жизнерадостной. А сейчас, когда ей 9 лет, она повышенно возбудима, плаксива, суетлива, подергивает плечами. Люба стала угрюмой, недоверчивой, необщительной, не любит рассказывать о себе, замыкается…

За последние два года обстановка в семье изменилась. Отец все чаще и чаще возвращается домой нетрезвым.

  • Она обращается то к отцу, то к матери и просит их не обижать друг друга, ей жалко обоих. Родители любят девочку, волнуются за нее, но своей несдержанностью сами наносят ей вред.
  • В недружной семье, где часты ссоры и раздоры, где грубят друг другу, у ребенка нередко проявляются грубость, недоброжелательность к другим, эти черты характера закрепляются, человек становится трудным в общении. В школе ребенок вступает в конфликты с педагогами, так как для него не существует авторитета.
  • Дети очень восприимчивы, они легко перенимают форму поведения и отношения к окружающим, которую привыкли наблюдать у своих близких. Поэтому воспитание ребенка — это прежде всего большие требования к себе.

Детские страхи

Нередко первый признак нервности — это страхи, возникающие в раннем возрасте. Ребенок боится темноты, страшных персонажей книг, боится оставаться один в комнате, испытывает страх за свою жизнь и здоровье.

  • Однако пугливость и страхи — не всегда признак болезненного состояния. Ребенок еще только познает окружающий мир, многое ему сначала кажется непонятным, а поэтому и страшным.
  • С возрастом, по мере накопления жизненного опыта, ознакомления с новыми явлениями, страхи обычно исчезают.
  • Страхи как проявление нервности могут возникнуть под влиянием испугов, страшных рассказов, при неожиданной перемене обстановки, при неурядицах и ссорах в семье. У маленького ребенка испуг могут вызвать даже собака, кошка, громкий крик, свисток паровоза, особенно если ребенок ранее не видел и не слышал всего этого.
  • И снова хочу прибегнуть к примерам из врачебной практики.
  • Гале 5 лет. Уже год как она просыпается не только ночью, но и во время дневного сна, плачет, кричит, повторяет, что видит страшный сон «про Бабу Ягу». Эти страхи появились у Гали после того, как она услышала от воспитательницы детского сада сказку. Чем это объяснить? Оказалось, что только в детском саду Гале впервые стали читать книги…

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

Реакция испуга у маленького ребенка особенно легко возникает в тот период, когда он ослаблен каким-либо заболеванием. После болезни ребенок обычно бывает капризным, требует повышенного внимания.

Adblock detector