В 20 25 лет личность проходит стадию

7.Зрелость: продуктивность / инертность. 26-64 года

Седьмая
стадия приходится на средние годы жизни
(от 26 до 64 лет); ее основная проблема —
выбор между продуктивностью и инертностью.
Продуктивность выступает как забота
более старшего поколения о тех, кто
придет им на смену, — о том, как помочь
им упрочиться в жизни и выбрать верное
направление.

Те взрослые люди, кому не
удается стать продуктивными, постепенно
переходят в состояние поглощенности
собой, когда основной предмет заботы —
их собственные, личные потребности и
удобства. Эти люди не заботятся ни о ком
и ни о чем, они лишь потворствуют своим
желаниям. Это явление — «кризис старшего
возраста» — выражается в чувстве
безнадежности, бессмысленности жизни.

8.
Старость: целостность эго/ отчаяние.65- смерть
Практически во
всех культурах этот период знаменует
начало старости, когда человека одолевают
многочисленные нужды: приходится
приспосабливаться к тому, что убывает
физическая сила и ухудшается здоровье,
привыкать к более скромному материальному
положению и уединенному образу жизни,
адаптироваться к смерти
супруга и близких друзей.

Периодизация жизненного цикла человека в теории психосоциального развития э. Эриксона.

Периодизация
психического развития
— выделение в целостном жизненном цикле
человека последовательности стадий
(периодов) психического развития.

Л.С.Выготский считал,
что исследование переходов от одного
периода развития к другому дает
возможность раскрыть внутренние
противоречия развития. Центральным
моментом при рассмотрении динамики
психического развития был для
Л.С.Выготского анализ социальной ситуации
развития. Распад старой и возникновение
основ новой социальной ситуации развития,
по мысли Выготского, и составляет главное
содержание критических возрастов.

Выделяя два пути
развития:
критический
(возникает
внезапно, протекает бурно) и
литический(спокойный),
Выготский заметил, что
критический период имеет позитивные
сдвиги – переход от одних форм поведения
к новым формам.

1) предкритический
– отказ от прежних форм отношений и
поведения;

2) критический
– идет поиск новых форм поведения;

3) посткритический
– отработка усвоенных форм поведения.

– Кризис
новорожденности.
Младший возраст (2 месяца – 1 год).
Противоречия между максимальной
социальностью младенца и минимальными
возможностями общения.

Кризис 1 года.
Раннее детство (1-3 года). Деятельность
“серьезная игра”, предметно-орудийная.
Появляются жест,ходьба, речь.

Кризис 3 лет.
Дошкольный возраст (3-7 лет). Тенденция
к эмансипации (отделению от взрослого)
и тенденция не к аффективной, а к волевой
форме поведения. Возникновение “Я
сам”.

Кризис 7 лет.
Школьный возраст (8-12 лет). Утрата детской
непосредственности из-за дифференциации
внутренней и внешней жизни. Возникновение
обобщений, логики чувств, переживания
приобретают смысл, появляется самооценка.

Кризис 13 лет.
Пубертатный возраст (14-18 лет). Чувство
взрослости – ощущение своей личности,
развитие самосознания.

Психическое развитие в дошкольном возрасте

Соц.
Ситуация развития:
«ребенок — взрослый (обобщенный,
общественный)». Обобщенный взрослый —
это носитель общественных функций, т.е.
водитель, милиционер, продавец,
воспитатель, мама вообще. Ребенок
стремится действовать самостоятельно,
вести себя «как взрослый». В сюжетно-ролевой
игре, характерной для дошкольного
детства, ребенок берет на себя роль
другого (чаще всего взрослого) и моделирует
его действия, проигрывает эту воображаемую
ситуацию.

В 20 25 лет личность проходит стадию

Ведущая
деятельность:
сюжетно – ролевая игра.

Новообразованием
возраста:
воображение

Социальные
мотивы поведения
Появляется возможность исполнения
обещания.

Л.С.
Выготский считал, что в дошкольном
возрасте ведущую роль начинает играть
память, с развитием которой появляется
возможность отрыва от наличной ситуации
и наглядно – образное мышление. На этапе
дошкольного детства особое значение
имеет развитие образных форм познания
окружающего мира — восприятия, образного
мышления, воображения

Основное
интеллектуальное достижение дошкольного
возраста —
ребенок начинает мыслить в уме, во
внутреннем плане. Но это мышление крайне
несовершенно, его основной отличительной
особенностью является эгоцентризм,
т.е. любую ситуацию ребенок оценивает
только со своей позиции, со своей точки
зрения. В дошкольном возрасте происходит
практическое овладение речью.

I стадия. Орально–сенсорная

В 20 25 лет личность проходит стадию

Соответствует
оральной стадии классического
психоанализа.

Возраст:
первый год жизни.

Задача
этапа: базисное доверие против базисного
недоверия.

Ценные
качества, приобретаемые на этом этапе:
энергия и надежда.

Задача
этого этапа – проработать необходимый
баланс между доверием и недоверием к
миру. Это поможет уже ставшему взрослым
не поддаваться на первую же рекламу, но
и не быть «человеком в футляре»,
недоверчивым и подозрительным ко всему
и ко всем.

Кризис
первого года связан с тем, удовлетворяются
или нет основные физиологические
потребности ребенка, В первом случае
удачного социального взаимодействия
на одном полюсе будет формироваться доверие к
окружающему миру, а на другом полюсе
неудачных взаимодействий – недоверие к
нему.

Интегральные характеристики к завершению дошкольного возраста

1.Ребенок
интересуется окружающими предметами
и активно действует с ними; эмоционально
вовлечен в действия с игрушками и другими
предметами;

2.Использует
специфические, культурно фиксированные
предметные действия, знает назначения
бытовых предметов (ложки, расчески,
карандаша и пр.) и умеет пользоваться
ими. Владеет простейшими навыками
самообслуживания; стремится проявлять
самостоятельность в бытовом и игровом
поведении;

3.Владеет
активной и пассивной речью; может
обращаться с вопросами и просьбами,
понимает речь взрослых; знает названия
окружающих предметов и игрушек;

4.Стремится
к общению со взрослыми и активно подражает
им в движениях и действиях; появляются
игры, в которых ребенок воспроизводит
действия взрослого;

5.Проявляет
интерес к сверстникам; наблюдает за их
действиями и подражает им;

6.Ребенок
обладает интересом к стихам, песням и
сказкам, рассматриванию картинки,
стремится двигаться под музыку; проявляет
эмоциональный отклик на различные
произведения культуры и искусства;

7.У
ребенка развита крупная моторика, он
стремится осваивать различные виды
движения (бег, лазанье, перешагивание
и пр.).

Ребенок
овладевает основными культурными
способами деятельности. Проявляет
инициативу и самостоятельность в разных
видах деятельности – игре, общении,
конструировании и др.;

способен
выбирать себе род занятий, участников
по совместной деятельности;

Ребенок
обладает установкой положительного
отношения к миру, другим людям и самому
себе. Способен договариваться, учитывать
интересы и чувства других.

Ребенок
обладает развитым воображением, которое
реализуется в разных видах деятельности;

Ребенок
достаточно хорошо владеет устной речью,
может выделять звуки в словах, у ребенка
складываются предпосылки грамотности;

У
ребенка развита крупная и мелкая
моторика, владеет основными движениями;

Ребенок
может следовать социальными нормам
поведения и правилам в разных видах
деятельности, во взаимоотношениях со
взрослыми и сверстниками, может соблюдать
правила безопасного поведения и личной
гигиены;

Ребенок
проявляет любознательность. Обладает
начальными знаниями о себе, о природном
и социальном мире, знаком с произведениями
художественной литературы, обладает
элементарными представлениями из
области живой природы, естествознания,
математики, истории; ребенок способен
к принятию собственных решений, опираясь
на свои знания и умения.

II стадия. Мышечно–анальная

Совпадает
с анальной стадией фрейдизма.

Возраст:
2–3-й годы жизни.

Задача
этапа: автономия против стыда и сомнения.

Ценные
качества, приобретаемые на этом этапе:
самоконтроль и сила воли.

На
этом этапе на первый план выходит
развитие самостоятельности на основе
моторных и психических способностей.
Ребенок осваивает различные движения.
Появляется самостоятельность. В этот
период считает Эриксон у ребенка
развивается чувство автономности на основе
овладения моторными навыками, психическими
способностями, навыками чистоплотности.

Если родители оказывают поддержку
ребенку, не торопят его, не ругают за
просчеты, по кризис протекает с
положительным итогом своей самостоятельности.
Но если родители бранят ребенка, считают
его неумелым, или не дают возможности
самому достичь желаемого результата,
что будет реализован другой полюс,
отрицательный. У ребенка возникнет чувство
стыда и неуверенности в
своих силах.

IV стадия. Латентная

Соответствует
латентной фазе классического психоанализа.

Возраст:
6–11 лет.

Задача
этапа: трудолюбие (умелость) против
чувства неполноценности.

Ценные
качества, приобретаемые на этом этапе:
система и компетентность.

Любовь
и ревность находятся на этой стадии в
скрытом состоянии (о чем и говорит ее
название – латентная). Это период
обучения в школе, когда у ребенка особенно
актуализированы познавательные
способности и он осваивает знания и
навыки данного социума. Взрослые поощряя
тягу ребенка к освоению нового, к
достижению результатов поддерживают
в нем чувство компетентности.

V стадия. Подростковый возраст и ранняя юность (кризис подросткового возраста).

Возраст:
12–18 лет.

Задача
этапа: идентичность против смешения
ролей.

Ценные
качества, приобретаемые на этом этапе:
посвящение и верность.

Главное
затруднение на этой стадии –
идентификационная спутанность,
неспособность опознать свое «я».
Подросток созревает физиологически и
психически, у него развиваются новые
взгляды на вещи, новый подход к жизни.
Интерес к мыслям других людей, к тому,
что они сами о себе думают.

Я – юноша, высокий и красивый, несколько
вспыльчивый, но добрый и мягкий. Я
способен к математике и надеюсь добиться
в этой области успехов. Я создам семью
и буду всегда верить в дружбу и любовь
и т.п. Подросток преобретает представления
о себе в связи со своим прошлым, настоящим
и будущем.

Я – как индивидуальность.
Подросток созревает физиологически и
психологически и у него появляются
новые взгляды на вещи, новый подход к
жизни, новые ощущения собственного
тела. У подростка встает задача объединить
все, что он теперь знает о самом себе,
своих новых ролях в единое целое,
осмыслить его и связать с прошлым и
проецировать в будущее.

Если подросток
справляется с этой задачей психосоциальной
идентификации, то у него появляется
ощущение видения себя в перспективе,
продолжении. На этой стадии родители
играют только косвенную роль. Кризис
подросткового возраста есть результат
всех предыдущих. Если у ребенка было
доверие к миру, чувство инициативы,
компетентности, то его шансы на
идентификацию, значительно возрастают.

Для подростка исполненного чувством
недоверия, стыдливого, неуверенного,
осознающего свою неполноценность решить
задачу идентификации будет очень сложно.
Подросток не может определить свое Я.
У него появляются симптомы путаницы
ролей, неуверенность в понимании кто
он такой, куда идет. Подобная путаница
ролей часто приводит подростков в
преступные группы правонарушителей,
наркоманов, алкоголиков.

Влияние
родителей на этой стадии – косвенное.
Если подросток благодаря родителям уже
выработал доверие, самостоятельность,
предприимчивость и умелость, то его
шансы на идентификацию, т.е. на опознание
собственной индивидуальности, значительно
увеличиваются.

12.Динамика и структура возраста. Основной закон динамики возрастов

Р.С.
Немов определил возраст как качественно
своеобразный период физического,
психологического и поведенческого
развития, характеризующийся присущими
только ему особенностями.

По
Л.С. Выготскому, возраст
– это относительно замкнутый цикл
детского развития, имеющий свою структуру
и динамику.

Самое
общее положение, на которое следует
указать сразу: процесс развития в каждую
возрастную эпоху, несмотря на все
сложности его организации и состава,
на все многообразие образующих его
частичных процессов, открываемых с
помощью анализа, представляет собой
единое целое, обладающее определенным
строением

1.
Социальная ситуация развития (ССР).

2.
Ведущий тип деятельности (ВТД).

3.
Психоновообразования (ПН).

4.
Возрастные стадии: а) стадия стабильного
развития; б) сензитивная стадия; в)
критическая стадия по типу возрастного
кризиса.

5.
Зона ближайшего потенциального развития
(ЗБР).

Социальная
ситуация развития
– конкретная форма значимых для индивида
отношений с его окружающей социальной
действительностью.

Ведущий
тип деятельности
(ВТД) – это ведущие отношения ребенка с
действительностью на каждой стадии
развития психики (Д. Эльконин, В. Давыдов
и др.).

Деятельность
– активное взаимодействие с окружающей
действительностью, в ходе которого
индивид удовлетворяет свои потребности
(А.Леонтьев).

Таблица
10. Основные
виды деятельности в онтогенезе человека
Возраст Тип деятельности

0-1
год Эмоциональное общение ребенка и
взрослого

1-3
года Предметно-манипулятивная

3-6
лет Игровая

6-10/11 лет Учебная

10/11-15/16 лет Общение

Далее
(от 17 до 21/22 лет) – учебная деятельность
с акцентом профориентационных ценностей,
затем – профессиональная.

Центральные
ПН (ЦПН) – обобщенный результат развития
индивида за весь предыдущий период и
исходный пункт формирования личности
на следующем этапе. Ходьба на 2-х ногах,
основанная на потребности к свободе
передвижения, стимулирует стремление
познать мир шире.

Возрастные
кризисы – революционная стадия возрастного
развития психики.

Л.С.
Выготский выделил три типа возраста:
стабильный, сензитивный, критический.

Сензитивный
период –
возрастной период, наиболее физиологически
благоприятный для развития какого-либо
психического процесса, свойства или
качества (например, 1-й год жизни –
сензитивный для восприятия; 1,5-3 года –
для развития речи).

Стабильный
возраст –
развитие основано на небольших изменениях
и характеризуется гармонией между
средой и отношением ребенка к ней.


ребенок становится иным по отношению
к самому себе прежнему, происходит
перестройка внутренних переживаний,
которые определяют его отношение к
окружающему миру – перестройка ССР.


изменяются потребности и побуждения,
которые движут его поведением.

«Кризис
– переломный пункт в нормальном развитии
ребенка. Это изменения в личности
ребенка» (Л.С. Выготский). «Причина
возникновения кризиса – неудовлетворение
новых потребностей ребенка» (Л.И.
Божович).

Выготский
придавал кризисам большое значение и
рассматривал чередование стабильных
и кризисных периодов как закон детского
развития.

Кризисы,
в отличие от стабильных периодов, длятся
недолго, несколько месяцев, при
неблагоприятном стечении обстоятельств
растягиваясь до года или даже двух лет.
Это краткие, но бурные стадии, в течение
которых происходят значительные сдвиги
в развитии.

В
кризисные периоды обостряются основные
противоречия: с одной стороны, между
возросшими потребностями ребенка и его
все еще ограниченными возможностями,
с другой — между новыми потребностями
ребенка и сложившимися раньше отношениями
со взрослыми. Сейчас эти и некоторые
другие противоречия часто рассматриваются
как движущие силы психического развития.

Периоды
детского развития. Кризисные и стабильные
периоды развития чередуются. Поэтому
возрастная периодизация Л. С. Выготского
имеет следующий вид: кризис нрворожденности
— младенческий возраст (2 месяца-1 год)
— кризис 1 года — раннее детство (1-3
года) — кризис 3 лет — дошкольный возраст
(3-7 лет) — кризис 7 лет — школьный возраст
(8-12 лет) — кризис 13 лет — пубертатный
возраст (14-17 лет) — кризис 17 лет.

Adblock detector